СЕМЬЯ – КРЕСТ ИЛИ РАДОСТЬ?
Большинство людей на вопрос: «Зачем нужна семья?» – ответят, что ее целью являются дети. Деторождение заложено Самим Богом: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю», – сказал Господь. Но сказать, что единственным смыслом христианской семьи являются дети и что брак исчерпывается исполнением этого Божьего благословения будет не совсем точно.
Главное дело нашей жизни – обретение вечного спасения – не зависит от наличия или отсутствия детей. Даже при огромном желании их иметь должно оставаться доверие к Богу. Даст Бог детей – слава Богу, не даст – тоже слава Богу! В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только о продолжении рода человеческого. Цель брака не – деторождение, а воплощение христианской любви.
Как священник я Вам скажу, что больше всего скорбей, проблем, бед, но и радостей, с которыми человек приходит в Церковь, связано с семейной жизнью. Если в семье что-то не в порядке, то и в жизни все будет не в порядке.
Высшая цель, к которой должен стремиться христианин, – это соединение с Богом. А главная задача в этой земной жизни – научиться любить. Как этому можно научиться? Ведь известно, что любить дальнего гораздо легче, чем любить ближнего.
В семье наша любовь и подвергается самым большим испытаниям, именно в семье люди учатся жертвенному отношению друг к другу, смирению и терпению. Это трудный духовный путь, который супруги должны пройти вместе. Вот ради чего создается семья, школа любви.
Мы называем семью малой Церковью, и в ней есть своя иерархия. Муж – это как священник, жена – диакон, а дети – прихожане. Муж и жена имеют разные сферы ответственности, и равенства между ними никак не может быть, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (Еф. 5, 23).
Главенство мужа – Божие повеление, но когда есть любовь, неравенство не замечается. Мужчина – носитель разума, женщина – хранительница чувств. Одно другое уравновешивает и дополняет, так складывается семейный союз. Хлеб получается, когда есть мука и дрожжи, и никак иначе.
Жена не слуга и не предмет для удовлетворения каких-то желаний. Как себя любишь, так и ее люби, как свою плоть. Люби до самой смерти. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). А жена воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей (Прит. 31, 12). Речь идет о равном праве жить в любви, повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 21), но не о равенстве между мужем и женой.
священник Вячеслав Москалев